вторник, 23 ноября 2010 г.

Периферия

Мои чтитатели знают, что я никогда не паниковал по поводу системной опасности кризиса в периферийной Европе, по крайней мере на данном этапе. В мае этого года я рассматривал переигранность этого кризиса как возможность игры на повышение евродоллара.
Собственно пока я считаю также. Периферийная Европа, на мой взгляд не опасна сейчас и в той форме в которой разворачиваются события. В этом я полностью согласен с выкладками Credit Suisse:

IS THE EURO CRISIS SYSTEMIC?

Однако хотел бы добавить, что в уже не столь отдаленном будущем (1-2 года), ситуация может кардинально изменится. Долгосрочно, периферийная Европа загоняется в своего рода Великую Депрессию. В глазах граждан этих стран политика бюджетной экономии служит лишь интересам банковского лобби (это в первую очередь случай Ирландии и несколько меньше Испании). Недовольство граждан будет нарастать, так как никакого улучшения  на горизонте не предвидится, скорее все больше новых списаний в национализированных банках. Параллельно, в развитых странах Еврозоны также началась и будет продолжаться ужесточение бюджетной дисциплины, что неминуемо приведет к падению деловой активности и росту безработицы. А это в свою очередь опять ударит по гос.финансам  всего блока.
В Европе, на мой взгляд, имеется реальный риск скатывания в дефляционную спираль, по крайней мере для периферии. Как себя поведут граждане периферийных стран в этом случае? Не будет ли соблазна разрубить гордиев узел и отдать предпочтение  ужасному концу (какой-то форме суверенного и банковского дефолта) нежели продолжать терпеть ужас без конца.
Негативный сценарий, конечно же будет перечеркнут в случае возобновления сильного роста мировой экономики: + 5% каждый год в течении 10-15 лет и все будет ОК. Однако, я почему-то ставлю здесь еще меньшую вероятность чем на выживание Еврозоны в ее теперешней форме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий